Опасность бездумия и «скольжения» по жизни. Часть 2

А «Бог есть Любовь, и пребывающий в Любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин.: 4, 16). Митрополит Антоний Сурожский определяет грех как «потерю человеком контакта с собственной глубиной». В сущности человек – неисчерпаемый образ Божий, а живет поверхностно, исключительно мелкими чувствами и понятиями, то есть как бы «скользит» по жизни. И это вместо того, чтобы жить из глубины, действовать из сердцевины своего бытия. Порой мы реагируем на разные события по типу зеркала, которое отражает световые лучи. Мы не излучаем свет, а «живем отраженной жизнью… Первый и основной грех – поверхностность, потеря глубины… Живя на поверхности собственной жизни, человек теряет контакт с самим Богом. становится чужим и для своего ближнего».

Другими словами, человек, «скользящий» по жизни, не имеющий духовных ценностей и стремящийся только к материальным ценностям, по сути дела, превращается в биоробота. «В прошлом боялись того, что люди превратятся в рабов. Теперь следует бояться того, что люди станут роботами», – считает известный психолог Эрих Фромм. А наш известный психолог А. Н. Леонтьев однажды заметил, что самое опасное сейчас – «обнищание души при увеличении информации». В результате мы рискуем получить человека «с большой головой и маленьким сердцем».

Э. Фромм анализирует также две превалирующие ориентации человека – на бытие или на обладание. Каждый из нас определяет свое отношение к себе и к миру в самых изначальных, фундаментальных категориях – «иметь» или «быть». Вот два главных способа существования человека. Обычно они противоречат друг другу, за исключением случая, когда материальные ценности не заслоняют и не вытесняют духовные, когда мы желаем иметь необходимое для жизни, без каких либо излишеств (по Евангелию – «хлеб наш насущный»).

С христианской точки зрения дилемма «жить или существовать?» («быть или иметь?») – следствие грехопадения, в результате которого «вошла в мир смерть» (Прем.: 2, 24). Формула «иметь» следующая: «Я – это то, что я имею». Формула «быть» такая: «Я – это то, что мне дал Господь». Ориентация на «иметь» равносильна тому, что человек убивает свою душу. Ориентация на «быть» побуждает Бога воскресить душу к жизни вечной.

Для преодоления этой духовной раздвоенности Христос повелевает искать прежде всего Царства Божия и правды Его («быть»). Тогда всё остальное, то есть насущные земные блага («иметь»), приложится (Мф.: 6, 13).

Существование по принципу обладания («иметь»), напротив, оборачивается желанием превратить мир и даже Бога в объект пользования, в собственность. Но жизнь, природа и церковь – это не стол заказов. Если человек не стремится «быть» и озабочен только бесконечной гонкой за благами мира сего, жизнь его бессмысленна. Вопрос о смысле бытия он не ставит и не решает. В конечном счете «иметь» – это искаженное «быть», которое человек и рад бы, да не может взять с собой в вечность.

Материальный успех и земное богатство сами по себе, конечно, не греховны. Но Евангелие предупреждает: «Берегись любостяжательства, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.: 12, 15), перед лицом смерти ощущает себя нищим и внутренне одиноким. Нередко человек достигает всего, становится на пороге самых заманчивых перспектив, а Бог ему говорит: «Безумный! В сию ночь душу возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.: 12, 20).